Общее состояние современной техники
Исследования показывают, что примерно 80-90% отказов машин и механизмов происходит из-за износа узлов и деталей, а также рабочего инструмента. За полный цикл эксплуатации машин, эксплуатационные затраты (расходы, трудоемкость ремонта и затраты материалов на ремонт) в несколько раз превышают затраты на изготовление новых машин. Ремонтом оборудования в развитых странах занято около 30% общего числа рабочих и примерно такая же часть станочного парка. На ремонт расходуется пятая часть всего выплавляемого металла.
Также значительные расходы обусловлены недооценкой значимости проблем износостойкости и долговечности машин, как ныне эксплуатируемых, так и намеченных к выпуску в ближайшее время.
Трибология (наука о трении) и Триботехника (применение трибологии на практике) — это ключ к высвобождению этих огромных "резервов", ведь повышение долговечности машин,при безусловном сохранении их рабочих характеристик, которое обуславливается главным образом долговечностью узлов и элементов трения, равносильно не только пропорцианальному повышению производительности, но и высвобождению огромных ресурсов рабочей силы, сырья, материалов, финансовых средств.
Перед нашей страной стоит дополнительная и очень сложная задача. Из-за недостатка средств последние 15 лет основные фонды почти не обновлялись. По прогнозу правительства полная амортизация основных фондов ожидается в 2003 г. и "манны небесной" не предвидится, следовательно, впереди нас ожидает отрицательная динамика работоспособности промышленного, энергетического и других видов оборудования.
Т.е. стоит задача — максимального увеличения сроков эксплуатации действующего оборудования с сохранением надежности его эксплуатации, при минимальных затратах.
Невозможно просчитать материальные и энергетические потери, которые несут промышленные предприятия, в борьбе с трением. Основной причиной необходимости ремонтов- является износ деталей в узлах трения, приводящий к необходимости их замены или устранения образующихся, в результате износа, зазоров.
К тому же, львиная доля всех аварий и техногенных катастроф напрямую связана с трением и износом.
На сегодняшний день машинный парк многих предприятий сильно изношен, а многие механизмы превысили свой ресурс в 1,5-2 раза. Вместе с тем остановка на капитальный ремонт связан со значительными затратами, существенную часть которых составляет простой производства во время ремонта оборудования.
Из вышесказанного можно сделать неутешительный вывод, что борьба с трением и износом является весьма трудоемким и дорогостоящим занятием, отвлекающим значительные средства и ресурсы от производственной сферы.