АКТ освидетельствования дизелей М-7586-1, работавших с триботехническим восстановителем масла (ТВМ) и без него на авто АЧ2 № 041 и СЧ42
Представители СПТК, ЦНИДИ, инспекции ЦТ МПС РФ и ремонтного предприятия «Ортекс» составили настоящий акт освидетельствования
Дизелей М-756Б-1 после окончания эксплуатационных испытаний, проводимых в соответствии с договором П-65/к-1/161-93 от 01.02.93.
Дизель М-756Б-1 зав.№ 9112М7619 работал с ТВМ и является опытным. Оборудование масляной системы ТВМ произведено в соответствии с разработанными СПТК конструкторской документацией по установке ТВМ в масляную систему дизеля М-756Б-1и временной инструкцией по эксплуатации дизеля М-756Б-1 с ТВМ ( см. акт оборудования №1 от 21.04.93).
Испытания проводились по программе-методике и Временной инструкции по эксплуатации дизеля М-756В-1 с ТВМ, утвержденными главным инженером ЦТ МПС РФ, с учетом требований, действующих эксплуатационных документов.
После установки ТВМ и его зарядки химическими реагентами были проведены контрольные пуски дизеля. При работе дизеля на эксплуатационных режимах все рабочие параметры, характеризующие его работу, соответствовали ТУ на поставку. Перепад давления в ТВМ соответствовал требованиям ТУ на ТВМ ( см. акт пуска №2 от 22.04.93г.).
Для сравнения полученных результатов испытаний использован как дизель Д-756В-1 зав.№ 9111 М-7003 (АЧ-2 №С-11), который работал * ТВМ полным соответствии с «Инструкцией по эксплуатации 756*
По программе-методике испытания должны были производиться на новых или прошедших полную переборку дизелях. У же АЧ-2 дизели отработали больше года ( с февраля 1992г. по 27 93г.) и до начала испытаний пробег составил
АЧ2 (041) - 101351 км ( эталон)
АЧ2 (-42) - 115063 км (опытный)
За время пробег автомотрис составил:
АЧ-2 (041) - 106926 км
АЧ-2 (042) - 100254 км.
Такое положение безусловно сказалось на результатах испытаний .
При проведении испытаний применялись
- топливо дизельное Л-0,5-62 ГОСТ 305-82
- масло моторное М-14В2 ГОСТ 12337-84.
Смена масла во время испытаний дизеля с ТВМ не производилась.
При работе эталонного дизеля без ТВМ смена масла производилась в соответствии с Инструкцией при каждом ТР-1. За время испытаний произведено 5 смен масла за 106926 км пробега.
По данным технического отчета по договору № П-65к –1/161-93 у опытного дизеля , отработавшего без смены масла более 100000 км, по сравнению с эталонным дизелем, менявшим масло при каждом ТР-1, выше уровень щелочных свойств и водородный показатель.
Загрузка опытного и эталонного дизеля была примерно одинаково и соответствовала нормам МПС.
Во время испытаний все эксплуатационные параметры не выходили за пределы норм, допустимых ТУ на доставку.
Для оценки технического состояния деталей дизеля были обработаны на ремонтном предприятии «Ортекс».
Опытный дизель
Осмотром установлено, что отложения на деталях опытного дизеля незначительно. Рабочие поверхности гильз цилиндров в хорошем состоянии, коррозии, натиры и задиры отсутствуют.
Все поршневые кольца свободно перемещаются в своих канавках.
Днище поршней в основном по периметру на 30-70% покрыты нагаром средней твердости, толщиной 0,* 0,7 мм. Середина днища покрыта мягким тонким налетом отложений.
50-70% цилиндрической поверхности поршня над верхними кольцами
**
Вторые канавки на 100% покрыты мягким нагаром толщиной 0,1 мм.
Третьи канавки на 100% покрыты коричневым лаком или тонким мягким нагаром толщиной до 0,1 мм.
Четвертые и пятые канавки в основном чистые.
Первые перемычки между кольцами на 20-25% покрыты черным лаком, вторые перемычки на 40-100% покрыты черным лаком, третьи перемычки на 50% покрыты черным лаком или чистые.
Дренажные отверстия как в мало съемных канавках, так и под ними- чистые.
Юбки поршней на 10-40% ( в районе бобышек) покрыты черным и коричневым лаком.
Рабочие поверхности юбок, свободные от лаковых отложений, имеют матовый, не блестящий цвет. Внутренняя поверхность поршней ( ребристая часть) чистая. Все нижние дренажные отверстия на юбке чистые.
Внутренняя поверхность картера и пеногасительная сетка чистые.
Во внутренних полостях мотылевых шеек имеются отложения ( в виде плотного гуталина.). Высота сегмента отложений лежит в пределах 10-13 мм. При этом маслоподводящие трубки свободны от отложений.
Все всасывающие и выхлопные клапаны подвижны в своих направляющих, прогрева клапана нет.
Всасывающие клапаны
Штоки покрыты светло-коричневым лаком на 15-20%.
Тюльпаны на 80-90% покрыты мягким и средней твердости нагаром толщиной 0,1 –3 мм.
На рабочих фасках клапанов имеется точечный наклеп нагара общей площадью 3-6%. Коррозии и раковин на фасках нет. Фаски седел всасывающих клапанов в аналогичном состоянии.
Днища тарелок клапанов на 20-40% покрыты мягким и средней твердости нагаром толщиной 0,3-0,7 мм.
Выхлопные клапаны
Штоки клапанов на 5% покрыты светло-коричневым лаком.
На тюльпанах тонкий мягкий и средней плотности нагар.
100% поверхности рабочих фасок покрыты коричневым лаком и точками наклона нагара. Коррозия и раковины на рабочих фасках отсутствуют. Фаски седел в аналогичном состоянии.
Донышки выхлопных клапанов на 60-70% покрыты мягким нагаром толщиной 0,1-1,0 мм в основном по периметру.
Таким образом, можно сделать заключение, что в основном детали дизеля чистые или покрыты незначительными отложениями, в основном мягкими или средней твердости. Поверхности бобышек в хорошем состоянии. На поршневых кольцах коррозия и риски отсутствуют.
В нижней части втулок верхних головок главных и прицепных шатун на 10-20% истерлось свинцово-оловянистое покрытие. На остальной поверхности это покрытие полностью покрылось пленкой светло-коричневого цвета.
Шатунные вкладыши в хорошем техническом состоянии, практически полностью сохранилось свинцово-оловянистое покрытие. На втором нижнем вкладыше имеется одна круговая ристка глубиной до 0,1мм.
Коррозии на вкладышах нет.
В основном вкладыши коренных подшипников в удовлетворительном состоянии , исключение составляет 5-й подшипник, на 50% поверхности вкладышей которого имеются точки выкрашивания ( из-за некачественной заливки). Эти вкладыши для дальнейшего использования не пригодны. Часть вкладышей имеют отдельные круговые риски глубиной 0,1-0,5 мм.
Свинцовисто- оловянистое покрытие вкладышей практически сохранилось полностью и они пригодны для дальнейшего использования.
Все шейки коленчатого вала в хорошем состоянии, коррозия отсутствует. На пятой коренной шейке имеются закатанные круговые риски.
Промеры деталей и зазоров показали, что износ деталей опытного дизеля незначителен и не вышел за пределы допустимых при ремонте ( данные в картах обмеров «Ортекса»).
Ступеньки износа в районе остановки первого компрессионного кольца лежат в пределах 0,05-0,08 мм или отсутствуют.
Цилиндрический поясок износа поршневых колец составляет 30-80% высоты кольца. Зазор в 1 и 2-й канавках поршней ( между кольцом и канавкой по высоте) лежал в пределах 0,18-0,19 мм ( при норме 0,2мм)
Эталонный дизель
Общий пробег за время работы эталонного дизеля зав. № 9111М7003 составил 208277 км. За время испытаний пробег составил 106926км. 05.03.93 (101351 км пробега заменили мотоблоки. После испытаний двигатель был разобран и освидетельствован на ремонтном предприятии «Ортекс».
Осмотром и замером установлено:
Ступеньки выработки в районе остановки верхнего компрессионного кольца составили 0,15-0,18 мм. Все поршневые кольца свободно перемещались в поршневых канавках. Цилиндрические пояски износа составляют 100% поверхности.
Днище поршней на 70-80% покрыты нагаром средней твердости до 0,7мм.
Поверхность поршня выше 1-го клапана на 90% покрыта нагаром средней твердости толщиной до 0,5 мм. На поверхности отмечены отдельные риски. Первая, вторая и третья премычки на 50-90% покрыты нагаром средней твердости толщины до 0,5мм . Юбки поршней на 50% (в районе бобышек) покрыты черным лаком. Дренажные отверстия ограничены на 10-15%. Бобышки поршней покрыты темно-коричневым лаком. Поршневые пальцы в удовлетворительном состоянии.
Во внутренних полостях мотолевых шеек отмечены отложения ( в виде плотного гуталина). Высота сегмента отложений 5-6 мм.
На правом моноблоке обнаружен разлом распределительного вала выпускных клапанов в районе 3-го цилиндра.
Впускные и выпускные клапаны всех цилиндров , кроме первого, неподвижны в направляющих (зависли).
Коренные и шатунные подшипники забракованы из-за глубоких рясок шириной до 2,5 мм и глубиной до 0,5 мм, очагового и точечного выкрашивания, а также из-за обширных натиров.
Втулки верхних головок шатунов в удовлетворительном состоянии.
2 и 5 рамовые шейки коленчатого вала имеют ярко выраженные завальцованные кольцевые борозды.
Во время ремонта в дизеле были забракованы и заменены следующие детали: гильзы, моноблоки, поршневые кольца, клапаны, распределительный вал, вкладыши коренные и шатунные. Вышеизложенное свидетельствует, что эти детали не сохранили своей работоспособности.
Сравнительные данные по отложениям приводятся в таблице 1.
Из данных, приведенных в таблице, видно, что на деталях опытного дизеля
Отложений в 4 раза меньше. Это свидетельствует о лучших моющих свойствах масла при использовании ТВМ.