Отчет о научно-исследовательской работе - "Повышение ресурса гребней бандажей колесных пар и тяговых редукторов электровозов за счет обработки ТС "НИОД"".

 1. Проведение измерений , экспериментально-статистических исследований, определяющих эффективность ТС НИОД.

 Самосмазывающие  материалы прочно  вошли  в современную технику и широко  применяются в узлах трения машиностроения и приборостроения. Это новый класс материалов  для узлов трения, обладающих способностью создавать  на поверхности  контртела ориентированный пленки , имеющие  малую прочность  на срез в поверхностной слое  и выдерживающие  большое число  циклов без разрушения. В процессе трения  эта пленка непрерывно создается и поддерживается, а возникающие деформации локализуются в тонком поверхностном слое. Одним из больших преимуществ самосмазывающих материалов  является их малая скорость  газовыделения. Температурный режим работы этих материалов  в зависимости  от служебного назначения колеблется в пределах 200-11000 С.
 В результате  исследований закономерностей  возникновения  и накопления местных остаточных деформаций при  контактном нагружении установлено, что уже при напряжении  порядка 3 ГПа даже у закаленных.
На высокую твердость (HRC 60-62) бандажей или рельсов появляются нарушения исходной их формы, причем значения деформации растут пропорционально четвертой  степени расчетного напряжения и при первом нагружении  составляют 50-85% такого ее уровня, которого она достигает  при весьма большом (порядка 106) числе нагружения.
 При обработке составом НИОД (нанесение ионного покрытия  на детали или наружное ионное обменное действие):
- обеспечивается высокая адгезия покрытия к подложке за счет хорошей очистки  и высокой энергии конденсирующихся частиц (способствующей необходимой активации поверхностного  слоя),
- не требуется повышения температуры подложки до высоких значений, благодаря  чему сохраняется структура  и свойства основного материала,
- обеспечивается возможность нанесения  очень тонких равномерных по толщине  покрытий  на окончательно обработанные  поверхности  деталей без ухудшения геометрического  качества поверхности,
- в процессе осаждения осуществляется «залечивание» поверхностных  дефектов (микротрещин, зон предразрушения и т.п.,) неизбежно образующихся при процессах механической обработки,
- имеется возможность варьирования состава и свойств покрытий в широчайших пределах,
- при ничтожном расходе материалов  обеспечивается весьма существенное повышение  износостойкости  и надежности трущихся сопряжений  колеса рельса.
Для определения  интенсивности  изнашивания  бандажей колесных пар  электровозов, обработанных  и необработанных  составом НИОД
(ТУ 0254-002-23124986-96) в локомотивных депо  Свердловск –Пассажирский , Свердловск-Сортировочный,  Ишим, Пермь-Сортировочная, Смычка и Нижний Тагил Свердловской ж.д. на кафедре «Электрическая тяга» УрГАПС в 1997году был проведен  сравнительный анализ изнашивания бандажей колесных пар пассажирских электропоездов ЭР1, ЭР2,ЭД2Т.
 Наблюдения велись за электровозами........


(c) НПИФ "НИОД"
Оригинал: http://niod.ru/doc/3/116/